Не испить ли нам винца?

Винографолия — коллекционирование винно-водочных этикеток и печатной продукции, предназначенной для информации о винно-водочной продукции.

Винографолия — что это? Этот термин придумал таллинский коллекционер Борис Слепиковский, собирающий этикетки от алкогольных напитков и озабоченный тем, что этот вид коллекционирования до сих пор не имеет названия.


Термин произведен от трех слов: vino (лат.) — вино, grapho (греч.) — писать, folio (лат.) — лист. Предмет винографолии — этикетки напитков, т. е. художественно оформленные бумажные наклейки определенного формата с данными о продукции: товарный знак, наименование, тип напитка, название производителя, кондиции содержания спирта и сахара, полученные награды и т. д.


Винные этикетки появились достаточно поздно, скорее всего, в XVII — XVIII веках, до этого роль их выполняли, по-видимому, клейма со знаком или инициалами винодела на амфорах, кувшинах, бутылках. Дизайн этикеток может многое сказать знатоку.


Мир коллекционирования живет и развивается по своим имманентным законам. Известно, что горизонты человеческого интереса бескрайни, а пределы воспаленной фантазии безграничны, что объективно служит предпосылкой для появления целого калейдоскопа самых разнообразных направлений, течений и ответвлений коллекционерского древа. Таким образом формула «сколько вещей, столько и хобби» вполне оправдывает себя. В общественном сознании давно укоренился хрестоматийный тезис о том, что все виды коллекционирования делятся на традиционные и нетрадиционные. В основе данной классификации лежит критерий о степени распространенности, масштабности отдельных видов хобби, а в связи с этим и об определенном «протекционизме» этих направлений со стороны общества и государства.


Из великого разнообразия этикеток необходимо выделить именно те, что отвечают предмету винографолии, т.е. этикетки от алкогольных напитков (вино, водка, коньяк, настойки, пиво, шампанское), хотя вполне справедливо, что с появлением безалкогольного пива и вина этот критерий становится сомнительным.


Роль этикетки — визитной карточки любого алкогольного напитка — колоссальна. Попробуем определить основные функции этой маленькой «бумажонки»:

  1. Рекламирующая производителя и напиток;
  2. Информативная (тип и характеристики напитка);
  3. Учетная (отметка о литраже и крепости);
  4. Охранительная (антифальсификационная) (Наличие специальной системы защиты, например, в виде водяных знаков);
  5. Фискальная (данные ГОСТов).


По своей типологии все этикетки условно можно разделить на три типа: лицевые, оборотные, горловые. Каждый тип выполняет свою функциональную роль и нередко отличается от другого форматом. Наглядный пример — водка «Распутин». Лицевая этикетка — основная информация о содержимом бутылки, оборотная — дополняющая информация (нередко рекламный слоган или легенда), горловая — место товарного (фирменного) знака, а так же уточняющая информация (например, марочное вино 3-летней выдержки).


История этикетки уходит своими корнями в покрытую хронологической пылью толщу столетий. Лукавая Клио, к сожалению, не донесла до нас точное время ее появления. Однако можно с уверенностью констатировать факт, что «винная» этикетка органично связана с двумя аспектами своего бытия: с одной стороны, с бумагой, т.е. бумажным носителем, с другой — немыслима без своей первоосновы — сосуда с напитком, на который она наклеивается. Таким образом историю этикетки (винографолии) следует рассматривать в контексте таких славных дел в истории мировой цивилизации, как история виноделия, изобретение бумаги и развитие бумажного дела, появление книгопечатания и полиграфии. Остановимся на основных исторических событиях в канве нашего повествования.

Библейская легенда приписывает честь открытия вина праведнику Ною: «Обрабатывая пашню, Ной обнаружил виноградные ягоды — вытиснув вино, пил этот напиток». Первые названия вин появились в Древней Греции, около X в. до н.э., куда завезли виноградную лозу финикийские купцы. Из Древней Эллады рецепт пьянящего напитка перекочевал на землю воинственных италиков. И спустя столетия охочие до праздников римляне, закатывая оргии, пили фалернское, фаустинское, цетинское, цекубское и т.д., воспетые целой плеядой авторов от Вергилия до Овидия.

Наши пращуры — восточные славяне — познакомились с «божественным напитком» во время своих знаменитых походов на Восточную Римскую империю (Византию). Эпоха мракобесия западноевропейского средневековья помимо готики и сумасбродных народных карнавалов была ознаменована фейерверком появления различных сортов вина — «пино», «мюскадо», «фаурер» и т.д. Однако названия вин чаще всего давались по местности, где они производились.
В 1641 году в городе Коньяк департамента Шаранта во Франции был открыт способ перегонки натурального вина при помощи куба в более крепкий напиток. Дополнительно в том же XVII веке произошло еще одно знаменательное событие, которое самовлюбленные французы оценивают как национально-историческое, — появление шипучего игристого вина в провинции Шампань, положившее начало триумфальному шествию шампанского по всему миру. Кстати, в дореволюционной России оно носило название «Абрау-Дюрсо».


Изобретением водки, а точнее спирта, мы обязаны Арабскому халифату в VIII в. н.э. А уже потом наш Дмитрий Иванович Менделеев путем нехитрых умозаключений (все-таки русский человек) создал необходимую консистенцию крепостью 40°, рассчитав пропорциональное соотношение воды и спирта в одной отдельно взятой бутылке.


Родиной пива можно считать Скандинавию и Восточную Пруссию эпохи варваров и викингов. Что же касается бумаги, то известно, что она была изобретена в Китае в 107 г. н.э., т.е. значительно позднее времени появления вина. Безусловно, можно предположить, что прототипами этикеток служили пробки (укупорки) амфор и пифосов в Древнем Египте, Греции и Риме с инициалами винодела. Клеймо, или граффити, на глиняных амфорах, несомненно, было прерогативой гончара.


В дальнейшем, распространяясь через Средний и Ближний Восток, бумага с крестовыми походами была занесена в Европу в XIII в., а затем и в Россию, где и служила носителем для рукописного начертания сведений об алкогольных напитках. Рукописные этикетки приклеивались к сосуду и, таким образом, являлись первыми образцами этикеток.


По всей видимости, с появлением печатного станка постепенно вошло в употребление использовать наборный шрифт для производства этикеток. Однако об этом можно говорить в России лишь с началом петровских преобразований XVIII в., да и то с оговорками. По большому счету российская винная этикетка (водочная, коньячная и т.д.) в современном, привычном для нас виде обязана своим появлением в России веку XIX — эпохе промышленного переворота.


История виноделия, винокурения и пивоварения подсказывает систему классификации винографилисту. История российской винографолии богата и содержательна. Своеобразный культ трапезы, застолья, где центральное место всегда занимали алкогольные напитки, породил целую историко-культурную традицию отношения к «питию» и напиткам. Вследствие этого российский рынок был заполнен широким ассортиментом разнообразнейшей алкогольной продукции всевозможных типов, видов и разновидностей. Сложность коллекционирования российских, а ранее советских этикеток заключается в том, что тотальная система обезличивания всего проявилась и здесь. Если фирма «Мартини» со времени своего основания в 1863 г. вплоть до 1997 г. не меняла оформления своих бутылок и этикетки узнаваемы всеми на расстоянии, то наши отечественные блещут аббревиатурами типа Минпищепром, Росспиртпром или Росглавспирт, по которым трудно даже приблизительно атрибутировать, где они изготовлены.


мС переходом от мануфактуры к фабрике в виноделии и появлением массового производства этикетки теряют свою индивидуальность в художественном, эстетическом исполнении. Жернова унификации и стандартизации в советскую эпоху (и в этом ее существенное отличие от винографолии дореволюционной) отрицательно повлияли на оформление этикеток. Исключение составляет, пожалуй, производство элитарных напитков. Однако надо заметить, что довоенные этикетки (особенно в период нэпа), несмотря на лаконизм изобразительных средств, отличаются своеобразным изяществом. Среди раритетов отечественной винографолии следует выделить этикетки продукции «Торгового Дома Смирнов», выпуски региональных производителей, пива «Славянское», советской водки крепостью 20°, названной «рыковкой» по имени председателя СНК РСФСР А. И. Рыкова.


«Как трудно дать предмету новое название, так трудно изменить его сущность», — писал Монтескье. Винографолия, кладезь любопытнейшей информации и увлекательный путеводитель по страницам российского прошлого, ждет на свой алтарь заклания новых коллекционеров.

Автор:И. ДАЧЕНКО

Источник : http://www.sovietwine.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *